Новости

04.03.2016
Не банковское дело. Как стартапы пытаются завоевать финансовый рынок
Не банковское дело. Как стартапы пытаются завоевать финансовый рынок Смогут ли украинские финтех-стартапы потеснить банки? И каковы перспективы небанковских финансовых компаний в ближайшие годы? Журналисты "Нового времени" побеседовали с участниками рынка. Своим видением ситуации поделился и генеральный директор CardService Дмитрий Богодухов. О финансовой компании CardService, которая предлагает новые для Украины технологии кредитования, а также других украинских финтех-сервисах читайте в материале "Не банковское дело. Как стартапы пытаются завоевать финансовый рынок" издания "Новое время":


Украинские стартапы активно заходят на финансовый рынок, предоставляя кредиты и услуги онлайн-платежей. Банки говорят, что серьезной конкуренции пока не ощущают
Стив Шварцман, глава гигантской американской финансовой корпорации Blackstone, признался на последнем форуме в Давосе: «Моя политика зарабатывания денег – зайти во все ниши, куда не может зайти регулируемый банк». Такая же логика руководит финансово-технологическими стартапами – fintech startups – которые хотят зарабатывать деньги в отрасли, где традиционно доминировали банки.

Финтех-индустрия в Украине сконцентрирована на онлайн-платежах, хотя отдельные игроки осмеливаются заниматься онлайн-кредитованием. Это отличается от западного финтеха, где стартапы активно заходят именно на рынок кредитования, предлагая и потребительские кредиты, и образовательные, и ипотеку.

Банки зарегулированы и намного менее подвижны по сравнению со стартапами, что помогает последним развиваться быстрыми темпами.

Сложная простота: онлайн-платежи

Конкурировать в онлайн-платежах с банками стартапам сложно. При формировании рынка они переманивали клиентов за счет более низких транзакционных ставок, но когда первая волна спроса на финансовые услуги стартапов прошла, ставки выровнялись. Для примера, сервис Portmone за перевод денег с карты на карту берет 1%+5 грн. Столько же стоят услуги EasyPay. Ощадбанк аналогичную услугу оказывает на платформе Portmone и берет те же деньги. Приватбанк проведет операцию за 1%. Так что обращаться к стартапам с целью экономии смысла нет.

Финтех-стартапы берут пример с IT-компаний в нежелании раскрывать свои финансовые показатели. Схемы налоговой оптимизации и риск показаться в неприглядном свете перед возможным инвестором закрывают рты руководителям стартапов. Игорь Горин, директор Portmone, сообщил НВ, что оборот сервиса в 2015-м вырос в три раза и составил 8,2 млрд грн. Виток инфляции, которая превысила 40%, умножила в прошлом году гривневые показатели многих компаний. Горин на основании приведенных цифр называет свою компанию крупнейшим участником рынка онлайн-платежей, однако проверить эту цифру сложно.

Стартап MobiPay еще более скрытен. Он продвигает на рынке мобильные кошельки, в которые можно вшить все виды карточек – банковские, скидочные. Но насколько это выгодный бизнес, его основатель Юрий Чайка рассказывать отказался. Ясно одно: для работы на этом рынке нужна команда программистов, способных разрабатывать нужные технологические решения, а это повышает операционные расходы.

Директор платежного сервиса Monexy Тарас Кришталь признается: стартап последние три года убыточен, но уже близок к самоокупаемости. Оборот операций в 2015-м составил 1,6 млрд грн - это отображение деятельности 370 тыс. пользователей и более 300 интернет-торговцев. «На данный момент я не вижу интересных игроков [в сегменте финтех], которые что-то у банков могут отщепить или подвинуть их, - говорит Кришталь. - В любом случае, это [финансовая технология] будет реализовано на базе банка. В нашей стране по-другому нельзя. Вопрос только, с каким банком это можно делать». Выход на рынок онлайн-платежей не прост еще и потому, что надо согласовать вопрос с Национальным банком и договориться с одним из банков, чтобы тот стал эмитентом электронных денег.

В банках к попыткам стартапов отвоевать себе место на финансовом рынке через продажу услуги онлайн-платежей относятся со скепсисом. «Платежи – это транзакции, то есть самый простой вид банковского бизнеса. Это логистика денег, а не управление рисками, - комментирует Александр Витязь, заместитель председателя правления Приватбанка. – Управление рисками – это математика и опыт. У тех, кто сегодня делает финтех, с математикой туговато и опыта тем более нет».

Искусство удачно одолжить

С Витязем готов поспорить Дмитрий Богодухов, директор финтех-стартапа CardService, который занимается кредитованием – бизнесом, связанным с оценкой рисков. CardService выпускает карты для торговых сетей, однако кроме скидочной составляющей на таких карточках есть кредитный лимит – до 30 тыс. грн. Кредиты короткие, до шести месяцев, и стоят 60% в год. При этом магазин ежемесячно перечисляет 2,5% от общей стоимости проданных в кредит товаров CardService. Здесь делается ставка на то, что пришедший в магазин клиент клюнет на возможность быстро и без лишних проблем оформить кредит на месте, получив еще и скидочную карту. Потому что если взять ставку по кредиту, то она проигрывает банковским предложениям – Сбербанк России готов кредитовать потребителей под 45%, такая же ставка действует по флагманской кредитной карточке Райффайзен Банка Аваль.

При этом если банки кредитуют за счет привлеченных депозитов, то CardService – собственным капиталом и деньгами украинских инвесторов, которым интересен такой бизнес. Работая на рынке кредитования с декабря, CardService пока не вышел в прибыль, но ожидает выйти в плюс по итогам марта. Плюсом является то, что стартап, в отличие от банков, не обязан формировать резервы под выданные кредиты. Но и вклады привлекать не может.

Что касается оценки рисков, то ключевой расчет CardService прост: в дорогую частную клинику или автосервис идут клиенты из элитного сегмента, вероятность неплатежеспособности которых минимальна. «Мы получаем топовых клиентов, которых кредитуем по максимальным ставкам при минимальных расходах», - рассказывает Богодухов.

CardService строился как независимый бизнес, не с целью дальнейшей продажи профильному инвестору, продолжает он. «Хотим продолжать работать в технологичном сегменте кредитования, не хочется связываться с ларьками, кэшем, инкассацией», - признается руководитель стартапа. Держать штат программистов, в отличие от игроков сегмента онлайн-платежей, не требуется, но нужны коллекторы. Операционные расходы растут за счет необходимости заказывать рекламу для привлечения траффика на свои онлайн-ресурсы.

В разговоре с НВ Богодухов несколько раз подчеркивает, что пользоваться услугами финтех-стартапов – попросту модно. Даже апеллирует к культуре хипстеров. И кофейни Starbucks, и такси Uber – все начинают «для хипстеров», продолжает его мысль Анна Вахитова, преподаватель Киевской школы экономики. «Это не значит, что далее этого узкого круга не вырваться», - говорит она. Если хипстерам ближе стартапы, а не консервативные банки, то на этом тоже можно зарабатывать.

Выручить до получки

На Западе банки не нравятся не только хипстерам, но и другим людям после кризиса 2007-2009 годов, когда они бешеными темпами навязывали потребителям ипотеку, не заботясь о рисках, а потом перепродавали сомнительные ипотечные обязательства на вторичном рынке как высококачественные активы. Многие из таких разочарованных людей обращаются к финтех-стартапам.

Западные финтех-стартапы активно помогают заемщикам найти своих кредиторов. Допустим, вам нужны деньги, вы заходите на сайт, размещаете заявку, а другой человек ее видит и готов предоставить вам нужную сумму под процент. Это называется peer-to-peer lending. В Украине этот сегмент развит плохо. Чайка из MobiPay говорит, что украинские разработчики косо смотрят на неразвитый внутренний рынок и делают подобные вещи для внешних рынков. Так, украинский стартап LendingStar работает на рынке peer-to-peer lending Малайзии.

Глава Укрсоцбанка Тамара Савощенко объясняет, что для успешной работы этой модели нужна система эффективной защиты прав кредиторов. В Украине не многие рискнут одалживать свои деньги в интернете людям, о которых они практически ничего не знают. К тому же неясно, как будет реагировать украинский суд на попытки взыскать что-то с должника, совершившего заем онлайн. Да и отсутствие базы кредитных историй не позволяет объективно оценивать благонадежность заемщиков. В США, к примеру, существуют агентства, которые рейтингуют желающих одолжить деньги и инвесторы могут оценить свои риски.

В сегмент peer-to-peer lending рискнул зайти Приватбанк, предлагая предоставлять на своей площадке деньги в долг под ставку, на 5 процентных пунктов превышающую депозитную – то есть под 28%. Для сравнения, в Великобритании, известном лидере финтех-индустрии, при депозитных ставках на уровне 3-5% платформы peer-to-peer lending предлагают доходность 3,4%-7,1%. Вполне выгодно. Одолжив деньги заемщику на такой платформе, можно заработать вдвое больше, чем разместив деньги на депозите в банке. В этом свете ставка Приватбанка по аналогичному предложению выглядит значительно скромнее.

В этом бизнесе много что не урегулировано на законодательном уровне, добавляет Савощенко из Укрсоцбанка. Приватбанк, по ее мнению, определенно рискует.

В самом Приватбанке видят больший риск для себя в другом – в конкуренции с платежной системой Visa. «Классический банкинг убивают не финтех-стартапы и даже не биткоин. Это уже делает Visa», - утверждает замглавы банка Витязь. В будущем, по его предположению, Visa переманит к себе банковских клиентов и будет в обход банков выпускать виртуальные карточки, которые и станут доминировать на рынке.

Глава офиса Visa в Украине Дмитрий Крепак пытается обойти острые углы в дискуссии о растущей конкуренции на финансовом рынке. Он верит в сотрудничество банков с финтех-стартапами, а Visa им якобы будет только помогать – например, предоставлением своей платформы для генерирования решений для peer-to-peer lending.

Пространства для технологического прогресса много. В Украину так пока и не пришел существующий на Западе финансовый сервис, позволяющий в режиме онлайн связать все свои кредитные обязательства в единый кредит, рефинансировать его по более низкой ставке и выплачивать по максимально простому графику.

Есть и другие направления финтеха. Александр Подопригора вместе с братом руководит в Днепропетровске стартапом M2Epro, который начал с разработок онлайн-платформ для торговли валютой и учета товаров на складе, ориентируясь на западных заказчиков. В стартап вложила деньги eBay, крупная американская электронная торговая площадка. В активе M2Epro разработка программного обеспечения, которое позволяет продавцам одновременно торговать на онлайн-платформах - Amazon, eBay, Rakuten. M2Epro впервые за свою восьмилетнюю историю готовится выйти в прибыль. Работать без прибыли Подопригоре помогал надежный тыл - он также работает инвестиционным банкиром в испанской Grupo Santander.

Положат ли инвесторы глаз на украинский финтех

Покуда самым успешным сценарием развития технологических стартапов в Украине была их продажа большим западным компаниям – Google приобрел Viewdle с его технологией распознавания изображений, Snapchat поглотил Looksery, умевший изменять видео в режиме реального времени. Интересны ли западным инвесторам украинские финтех-стартапы?

Глава британского фонда прямых инвестиций EMF Capital Partners Питер Ловас рассказывает НВ, что готов вкладывать деньги в технологическое усовершенствование финансовых сервисов, но только если игроки, предлагающие эти решения, находятся на рынке не менее 5 лет и четко могут показать свои планы по выходу в прибыль. Фонд уже инвестировал в украинский финансовый сектор, вложив деньги в страховую компанию Talisman.

«Принимать на себя риск, связанный со стартаперством, требует другого инвестиционного подхода и других умений, которых у нас сейчас нет, - объясняет Ловас. – Но как только стартап вырастает и достигает более позднего этапа развития, мы готовы рассматривать возможность инвестиций в него, чтобы профинансировать рост уже доказавшей себя бизнес-модели». С учетом того, что на развивающихся рынках финтех-стартапам пробиться сложнее, у инвесторов появляется дополнительная осторожность.

Традиционные банки на пенсию не собираются

Что касается развитых рынков, то они переживают настоящий бум финансовых технологий. По данным ирландской консалтинговой компании Accenture, инвестиции в финансово-технологические разработки в 2014-м выросли в три раза – до $12,2 млрд. Более свежей статистики в компании не приводят. Правда, эти деньги ушли не только стартапам, ведь традиционные банки тоже очень активно тратятся на технологии. ValueWalk, американский портал финансовых новостей с прицелом на технологии, говорит о $7,6 млрд вложений в финтех-стартапы в 2015-м против $4,7 млрд в 2014-м.

Впрочем, банки пытаются всех заверить, что им нечего бояться – как только на рынке появится интересное финансово-технологическое решение, они сами же его и купят. Или разработают аналогичное. «Я бы не недооценивал способность банков заниматься инновациями, - говорит Ловас из EMF Capital Partners. – У них есть сильные бренды и очень значительные финансовые ресурсы, чтобы это делать. Все большие международные банки активно инвестируют в финтех, чтобы идти в ногу со временем».

Джейми Даймон, глава легенды американского банкинга JP Morgan Chase – само спокойствие, когда разговор заходит о финтехе. «Есть определенные вещи, которые все равно не изменятся. Компаниям нужен будет капитал, заимствования, советы, валютные операции, деривативы, - говорит он в интервью Bloomberg. – Физлицам нужны будут кредиты на покупку авто, ипотека, что-то похожее на депозит, возможность пересылать деньги другим людям». Так что банкам будет чем заниматься. Да и оборот наличности кому-то же надо обслуживать.

Но все же от укола в сторону финтех-стартапов Даймон не удержался. «Кто будет их кредитором последней инстанции в случае кризиса?» - спрашивает он. Получать поддержку от центробанка стартапы не смогут.

Украинские банки еще более спокойны, поскольку страна явно отстает от западных экономик в темпе инноваций. Технологическим стартапам сложно будет откусить у банков часть их бизнеса. «Украине до большинства таких нововведений, как до Китая пешком, - подчеркивает Вахитова из Киевской школы экономики. – Пока что и пенсию значительное количество людей получает на почте, и комуналку платят в кассу. Даже в Киеве». Но прогресс есть, признает эксперт. Немало потребителей уже освоили интернет-банкинг.

Пока что финтех-стартапы остаются ориентированными на небольших клиентов, в то время как большие корпорации, не склонные рисковать, продолжают обращаться к традиционным банкам. Однако за счет конкуренции в цене и удобстве услуг стартаперы могут заставить банки сделать свои продукты более дешевыми и качественными для клиентов. И это немало.

Возврат к списку